ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Анна Александровна Горностаева

Независимый исследователь

Москва, Российская Федерация

Аннотация

Красноярский край – это большой полиэтничный регион, больше половины которого относится к районам Крайнего Севера. Активное промышленное освоение территорий, которые являются местами исконного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС) − одно из приоритетных направлений современной политики Красноярского края. Основные действия для сохранения самобытных культур и языков коренных малочисленных народов направлены на преподавание родных языков в учреждениях общего образования. В статье анализируется положение языков КМНС в школьном и дошкольном образовании, роль сохранности языка и языковой ситуации в формировании учебного процесса. Рассматривается современная языковая политика в сфере образования и ее реализация на региональном и муниципальном уровнях через рассмотрение действующих нормативно-правовых актов, стратегий, ежегодных докладов Уполномоченного по правам КМНС Красноярского края, статистических данных Министерства образования Красноярского края, а главное, интервью, взятые автором в 2019-2020 гг. в г. Красноярске у работников школьного и дошкольного образования. Большинство информантов – жители Эвенкийского муниципального района, что повлияло на фокус исследования. Ряд причин, в том числе и эпидемиологическая обстановка, повлиял и на количество информантов. Цель исследования – описать и проанализировать существующее языковое планирование на территориях проживания КМНС в Красноярском крае, функционирование родных языков КМНС в учреждениях школьного и дошкольного образования. Сделана попытка обобщить имеющиеся образовательные практики, привлечь внимание к проблемам сохранения, поддержки и функционирования языков в образовании. В статье рассматриваются районы Красноярского края, где проживает наибольшее количество представителей КМНС: Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский и Туруханский.

Ключевые слова: языковая политика в образовании, коренные малочисленные народы Севера, Красноярский край, образование

Для цитирования: Горностаева А.А. Языковая политика в сфере образования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края [Электронный ресурс] // Социолингвистика. 2021. № 2(6) С. 164–186.

DOI: 10.37892/2713-2951-2021-2-6-164-186