SOVIET LANGUAGE POLICY AND EDUCATION IN THE POST-WWII PERIOD
Елена Владимировна Шелестюк
Челябинский государственный университет, Российская Федерация
Аннотация
В статье дается обзор основных этапов национальной и языковой политики в СССР в период после Великой Отечественной войны и показываются причинно-следственные связи принятия тех или иных государственных решений. Анализ разнообразных факторов обнаруживает определенную динамику национальной и языковой политики СССР, зависящую от внутриполитической ситуации и международного положения. Эта политика колеблется от либерального законодательства, предусматривающего демократическое самоуправление национальных территориальных единиц, использование национальных (этнических) языков в сфере образования и администрации, организацию и финансирование структур для развития национальных культуры, литературы, СМИ и языков до таких мер, как укрепление наиболее многочисленного национального языка как языка межнационального общения (а также титульных языков автономных республик), возврат к объединяющей патриотической идеологии и образованию, гражданская и государственная консолидация, формирование «единого народа». Кроме того, существует значительная зависимость культурно-языковой политики от потребностей модернизации и технического прогресса, но этот фактор, в целом усиливая положение многочисленного языка межнационального общения (русского), также предполагает развитие языков других этносов и национальностей, основанное на практике переводов с/на Н-язык, заимствования и обогащения терминологии.
Ключевые слова: национальная политика, языковая политика, коренизация, языковое строительство, титульный язык, язык межнационального общения
For citation: Shelestyuk E.V. Soviet language policy and education in the post-WWII period // Sociolinguistics, 2021, no. 4(8) [online], pp. 60–85. DOI: 10.37892/2713–2951–4–8–60–85