КОНЦЕПТЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СИБИРСКИХ СТУДЕНТОВ

Тамара Николаевна Журавель

Сибирский федеральный университет,

Российская Федерация

Владимир Владимирович Безбатченко

Сибирский федеральный университет,

Российская Федерация

Аннотация

В статье рассматриваются результаты когнитивного исследования, проведенного среди студентов Сибирского федерального университета и Тувинского государственного университета. Целью данного исследования было представить структуру и содержание двух близких концептов – «русский язык» и «английский язык». В качестве материала были использованы ассоциации, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента. В эксперименте приняли участие 118 студентов. Особенностью работы является то, что в качестве респондентов были задействованы как носители русского языка (58 человек), так и инофоны (60 человек). Это позволило дать анализ исследуемых концептов в сопоставлении. Основные результаты исследования: как русский, так и английский язык всеми респондентами воспринимается положительно; для обеих групп респондентов характерно воспроизводить устоявшиеся стереотипы о языке; карьерные устремления русскоязычные респонденты склонны связывать с английским языком, для инофонов такая оценка не характерна.

Ключевые слова: русский язык, английский язык, концепт, языковое сознание, когнитивистика, автостереотип, носители русского языка, инофоны

Для цитирования: Журавель Т.Н., Безбатченко В.В. Концепты «русский язык» и «английский язык» в языковом сознании сибирских студентов [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2022. № 4 (12). C. 122–139. DOI: 10.37892/2713-2951-4-12-122-139