УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Мария Александровна Горячева
Институт языкознания РАН, Российская Федерация

Аннотация

В статье анализируется функционирование украинского языка в сфере школьного образования в Российской Федерации в контексте языкового прогнозирования. Украинский язык выбран потому, что его функционирование в России в синхронии, диахронии и перспективе — интересная и обширная тема, актуальность которой только увеличивается. Основное внимание уделяется Республике Крым, ситуация с изучением украинского языка в которой рассматривается в широком контексте общероссийских тенденций. Рассматривается также проблема изучения украинского языка и в ряде других регионов страны. Анализируется ряд экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на динамику и перспективы его функционирования, которые в статье делятся на основные группы: демографическую; политическую, законодательную; социально-психологическую; географическую; экономическую. Особое внимание уделяется таким важнейшим факторам, как юридический и законодательный. Обобщенные в таблицах статистические данные изучаются в широком диахроническом срезе 2000-х и 2010-х гг., в том числе с учетом новейших данных за 2019/20 учебный год. На основе изучения взаимодействия ряда факторов делаются выводы о состоянии и перспективах изучения украинского языка в российских школах.

Ключевые слова: языковая политика, языковое планирование, языковая ситуация в Крыму, украинский язык в Российской Федерации, коммуникативная сфера образования, республиканские государственные языки, школьное обучение на языках, языки в школе, диаспора

Для цитирования: Горячева М.А. Украинский язык в школьном обучении в Российской Федерации: динамика и тенденции функционирования в контексте языкового прогнозирования [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2020, No 2(2), С. 92–106.

DOI:10.37892/2713-2951-2020-2-2-92-106