РУССКИЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ

Галина Александровна Дырхеева, Чечек Сергеевна Цыбенова

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Российская Федерация

Саранцацрал Цэрэнчимэд, Энхбат Дашдондог

Монгольский государственный университет, Монголия

Аннотация

Статья посвящена вопросам распространения и изучения русского языка в сфере образования Монголии. Особое внимание уделяется положению русского языка с 2000 г. Выявлено, что в условиях социально-экономических преобразований в образовательном пространстве Монголии сегодня наблюдается жесткая конкуренция между мировыми языками. Лидирующее место в ней в настоящее время занимает английский язык. Несмотря на сокращение сфер использования русского языка, ухудшение преподавания на русском языке, в своей нише он занимает надежное место. Для учащейся молодежи, которая ориентирована на получение российского образования, русский язык является важным инструментальным языком. Для большинства статус русского языка обусловлен качественным уровнем российского образования, относительно недорогой оплатой за обучение, соответствием получаемых профессий потребностям рынка труда, позитивными перспективами бизнеса. Предварительные данные свидетельствуют, что языковая ориентация монгольской молодежи по отношению к русскому языку в целом положительная. Авторы приходят к выводу, что продвижение русского языка в Монголии в дальнейшем зависит от специализированных проектов в области образования и культуры. Особую значимость играют также связи и проекты двух государств в области экономики, торговли, инвестиций.

Ключевые слова: языковая ситуация, языковая политика, русский язык за рубежом, сфера образования, российско-монгольские двусторонние отношения, Монголия

Для цитирования: Дырхеева Г.А., Цыбенова Ч.С., Цэрэнчимэд Саранцацрал, Дашдондог Энхбат. Русский язык в системе образования Монголии: состояние, динамика, проблемы [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2021, No 1(5). С. 31–48

DOI: 10.37892/2713-2951-2021-1-5-31-48