ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Роза Пюрвеновна Харчевникова
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Российская Федерация
Людмила Алексеевна Лиджиева
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Российская Федерация
Аннотация
В статье анализируется функционирование калмыцкого языка в сфере образования Республики Калмыкия. В настоящее время в республике наблюдается низкий уровень владения родным языком как молодежью, так и представителями старшего поколения. После реабилитации народа и восстановления его национальной автономии началась активная работа по восстановлению, возрождению калмыцкого языка (создание учебников, национальных классов, повышение квалификации учителей и т.д.). Но с 1970-х годов сфера применения родного языка стала сужаться. Лишь в 1990-е годы калмыцкий язык приобрел статус государственного, наряду с русским языком. Но фактически функции государственного языка выполняет только русский язык. В данный момент доминирующим источником изучения калмыцкого языка являются образовательные учреждения республики, объединенные в национально-региональную систему образования. Создаются различные программы, учебники и учебные пособия, ежегодно проводятся олимпиады по калмыцкому языку, организуются курсы по изучению калмыцкого языка. Интересы языкового и этнокультурного самосохранения, развития для калмыцкого народа являются важными для самоидентификации. Возрождение их не только укрепит национальный дух и самосознание народа, но и придаст еще большую уверенность нынешнему поколению в завтрашнем дне. Языковая ситуация в Калмыкии требует объединения усилий государственной власти, ученых, общественности, а также каждой семьи в деле сохранения калмыцкого языка.
Ключевые слова: калмыцкий язык, функционирование, сохранение, возрождение языка, система образования, учебно-методическая база
Для цитирования: Харчевникова Р.П., Лиджиева Л.А. Функционирование калмыцкого языка в образовательной сфере [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2021, No 1(5). С. 49–62.
DOI: 10.37892/2713-2951-2021-1-5-49-62