КОММУНИКАТИВНЫЕ НЕУДАЧИ В ДАГЕСТАНСКОМ РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ

Марина Аюбовна Гасанова

Дагестанский государственный университет,Российская Федерация

Аннотация

Статья посвящена специфике дагестанского рекламного дискурса и проблеме возникновения коммуникативных неудач. Актуальность исследования обусловлена значимостью рекламы в системе массовой коммуникации, ее недостаточной изученностью в лингвопрагматическом аспекте. Материалом для исследования послужили русскоязычные тексты рекламы, отобранные методом сплошной выборки. Рекламный дискурс дагестанского сегмента характеризуется этнокультурной и языковой эклектикой, что связано с полиэтничностью региона. Для дагестанской рекламной коммуникации характерен ряд таких особенностей, как намеренное не отображение лица, связанное с религиозными предписаниями, этнокультурная трансформация прецедентов, включение в дискурс характерных для кавказцев обращений, активное обыгрывание в рекламном тексте темы двоеженства, намеренные и непреднамеренные ошибки. Нарушение баланса между обязательными компонентами коммуникации – контекст, адресат, адресант и код – приводит к возникновению коммуникативных неудач. В работе рассмотрены основные их причины, связанные с ошибками эмоционального воздействия, когда в рекламном тексте появляется двусмысленность, дополнительный интерпретационный план. Источниками коммуникативных неудач могут быть прецедентные имена, которые адресат не смог декодировать, либо они вызвали отрицательные ассоциации; различного рода ошибки и случаи нарушения лексической сочетаемости; неоднозначность восприятии, вызванная окказионализмами и др. Фактор контекста также является значимым условием успешной реализации рекламной коммуникации.

Ключевые слова: Дагестан, рекламный дискурс, коммуникативная неудача

Для цитирования: Гасанова М.А. Коммуникативные неудачи в дагестанском рекламном дискурсе [Электронный ресурс] // Социолингвистика. 2021, № 4(8). C. 39–46. DOI: 10.37892/2713–2951–4–8–39–46