ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ДИНАМИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В 2000–2022 ГОДАХ

Мария Александровна Горячева

Институт языкознания РАН
Российская Федерация

Аннотация

В статье изучается тема функционирования языков народов, проживающих в регионах Российской Арктики, в системе школьного образования, в хронологическом срезе 2000/01– 2021/22 учебных годов, то есть за 21 год. Статистические данные по этой подсфере образования вписаны в широкий экстралингвистический контекст. Рассматриваются такие факторы: территория, относящаяся к Арктической зоне; ряд лингводемографических параметров проживающих там народов и их языков (общая численность этноса, в том числе на территориях преимущественного проживания, число говорящих на этих языках, число владеющих своим и русским языком, число считающих родным свой и русский языки). Рассматривается также законодательный аспект. Автор статьи на основе диахронического анализа статистического материала делает выводы о динамике изучения в школах языков народов Арктического региона. Акцентируется внимание на обнаруженных нестыковках и явных ошибках в обобщающих статистических таблицах, выкладываемых в последние годы на официальном сайте Министерства просвещения РФ. Такой анализ не только убережет исследователей от ошибок, но и будет способствовать привлечению внимания к проблеме увеличения в последние годы их числа при обработке статистических данных в министерстве.

Ключевые словаязыковая политика, языковая ситуация в субъектах РФ, народы Арктики, языки народов Арктики, коммуникативная сфера образования, республиканские государственные языки, миноритарные языки, школьное обучение на языках, языки в школе

Для цитирования: Горячева М.А. Языки народов Российской Арктики в системе школьного обучения: Динамика функционирования в 2000–2022 годах [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2022. № 2 (10).  С. 148–173  DOI:10.37892/2713-2951-2-10-148-173