ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПОСЛЕ 2018 Г. В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Эржен Владимировна Хилханова

Институт языкознания РАН,

Российская Федерация

Аннотация

В статье рассматриваются мнения и оценки положения татарского языка в системе школьного образования Республики Татарстан после принятия поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2018 г. Акцент сделан на «этнографический» подход, дающий возможность увидеть интерпретацию фактов и событий «изнутри», глазами самих участников языковых процессов. Материалом статьи послужили данные интервью и социолингвистического онлайн-опроса, проведенного в 2021 г. в Татарстане. Исследование показало широкий спектр реакций жителей республики на изменение статуса татарского языка в системе школьного образования. Негативная оценка дается преимущественно хорошо образованными татарами более старшего возраста, работающими в сферах, связанных с татарским языком, а также коренными татарстанцами вне зависимости от национальности. В институциональном плане «свободный» выбор языка образования и родного языка обнаруживает свою фактическую несвободу, т.к. выбор языков диктуется созданными государством институциональными рамками, практической ценностью и возможностями, даваемыми владением тем или иным языком, неосознанностью делаемого родителями выбора и рядом других факторов. Определенная деинституционализация татарского языка в образовании частично компенсируется усилиями властей РТ.

Ключевые слова: татарский язык, сфера образования, общественное мнение, поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», родной язык, свободный выбор языка

Для цитирования: Хилханова Э.В. Татарский язык в сфере образования Республики Татарстан после 2018 г. в зеркале общественного мнения [Электронный ресурс]. Социолингвистика. 2022. № 4 (12). C. 90–107. DOI: 10.37892/2713-2951-4-12-90-107