ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ БУРЯТСКОГО)

Полина П. Дашинимаева

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова,

Российская Федерация

Эржена З. Нимаева

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова,

Российская Федерация

Аннотация

В данной статье осуществляется попытка убедить социолингвистов рассматривать статус регионального языка не с точки зрения внешних лингвистических свойств, а сквозь призму основных принципов теорий речепорождения и нейрофизиологических оснований механизма взаимодействия языков. Задача исследования заключается в теоретическом обосновании следующей гипотезы: грамматика (синтаксис и морфология) обладает наибольшей «силой закрепления» в памяти би- и полилингва, вследствие чего при реверсивной стадии билингвизма она утрачивается в последнюю очередь. В статье утверждается, что функциональный регресс языка, возникающий вследствие сложных когнитивных процессов, обусловливается взаимоотношениями между ментальным лексиконом и ментальной грамматикой. Выдвинутая в статье гипотеза получила теоретическое и частично практическое обоснование путем обращения к когнитивному подходу к синтаксису и проведения экспресс-эксперимента на выявление степени утраты родного языка.

Ключевые слова: билингвизм, речепорождение, интерязык, грамматика, бурятский язык, бурятско-русский билингвизм.

Для цитирования: Дашинимаева П.П., Нимаева Э.З. Что может дать социолингвистике трансдисциплинарное исследование грамматики естественного языка : (На материале бурятского) [Электронный ресурс] // Социолингвистика. 2022. № 4 (12). C. 108–121. DOI: 10.37892/2713-2951-4-12-108-121