СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МОСКОВСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: КОМБИНИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-2-6-188-206Ключевые слова:
социолингвистическая адаптация, образовательная миграция, китайские студенты, идентичность, инофоныАннотация
В статье исследуется проблема социолингвистической адаптации студентов из Китая, обучающихся в московских университетах. Статья опирается на материал, полученный в период с февраля по май 2020 г. в учебных заведениях и общежитиях НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, РУДН и представленный, во-первых, интервью с 3 студентами из Китая, во-вторых, данными, полученными путем анкетирования 90 респондентов. Целью исследования является определение степени социолингвистической адаптации студентов из Китая. Ввиду отсутствия четкой общепринятой стратегии изучения настоящей проблемы автор стремится создать модель исследования адаптации личности в новой среде посредством применения комплексного качественно-количественного подхода. Разработанная модель указала на способность учащихся легко адаптироваться к бытовой и общественной сторонам жизни в России. Вместе с этим были выявлены и важные проблемные аспекты, препятствующие аккультурации, в числе которых слабые мотивационные установки и дистанцированность инофонов от локальной языковой среды: китайцы либо намеренно избегают контактов с членами российского социокультурного сообщества, либо поневоле оказываются отчужденными от коммуникации с ними. Эти обстоятельства не позволяют дать высокую оценку степени социолингвистической адаптации студентов.