СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНОЯЗЫКОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ САХА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ: ЭТНОСОЦИОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Авторы

  • Нина Иннокентьевна Иванова Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Российская Федерация Международная научно-исследовательская лаборатория «Лингвистическая экология Арктики» СВФУ им. М.К.Аммосова, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.37892/2713-2951-2-10-11-31

Ключевые слова:

этноязыковая идентичность, родной язык, якутский язык, языковые установки, выбор языка

Аннотация

В статье представлены результаты этносоциопсихолингвистического анализа проявлений этноязыковой идентичности саха в условиях двуязычия в широком экстралингвистическом контексте на материале полевых данных, представляющих количественную и качественную характеристику объекта исследования. Современные, динамично     меняющиеся    реалии     подвергают    носителей     недоминирующих    языков (в наибольшей степени детей и молодежь, сельских жителей) воздействию множества экстралингвистических факторов, формирующих не билингвизм, а монолингвизм. На сегодня этноязыковая идентичность саха, число носителей которого составляет менее 500 тыс., превосходит воздействие унифицирующих и урбанизационных процессов благодаря уникальному отношению к языку, имеющему высокий социальный статус и возведенному в ранг основного культурного маркера. Общенародный характер проявления, естественный характер воспроизводства, особое метаязыковое чутье составляют своеобразие этноязыковой идентичности саха. Массовые установки саха, представленные намерением сохранения родного языка, языкового многообразия, повышения его статуса в сфере образования и т.д., выражают настоятельное требование о необходимости изменения реализующихся в данное время тактики и стратегии государственной языковой политики с учетом внешних экстралингвистических факторов, негативно влияющих на воспроизводство языка, этноязыковую идентичность. При этом автор убежден в приоритете восстановления функций якутского языка методами, приемлемыми для восстановления естественных языков (качественного школьного преподавания, создания семейной речевой среды, языковых лагерей и т.д.), но не замещая их внедрением новых информационных технологий в естественную языковую среду, расширением якутского языка в киберпространстве, которые целесообразно использовать в качестве дополнительных средств в обеспечении витальности языка.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-02-10

Выпуск

Раздел

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ