ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ САХА 5–7 ЛЕТ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-20-119-131Ключевые слова:
уровень владения родным языком, развитие связной речи, старший дошкольник, рассказ по сюжетной картинке, язык саха, якутский языкАннотация
Научная новизна исследования предопределяется тем, что специальное социолингвистическое исследование уровня владения родным языком детей саха ранее не проводилось. Уровень развития связной речи рассматривается в качестве одного из основных показателей владения родным языком. Целью настоящей статьи является обоснование и разработка авторской методики диагностики сформированности связной речи в социолингвистическом аспекте. Актуальность разработки предлагаемой методики определена необходимостью выявления степени развития речи детей саха в ситуации языкового сдвига. Обсуждаемая методика предполагает два приема: рассказ о себе, о своем дне; рассказ по сюжетной картинке. По итогам были разработаны критерии оценивания, а также уровни развития связной речи. В качестве апробации методики было проведено исследование связной речи детей саха, проживающих в населенных пунктах Нюрбинского района Республики Саха (Якутия). В результате анализа полученных данных зафиксирован низкий уровень развития связной речи у половины детей 5–7 лет, что объясняется сокращением у них живого общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Исследование содержит рекомендации по внесению изменений в шкалу оценивания при исследованиях речи детей школьного возраста.