ВИТАЛЬНОСТЬ ЭВЕНКИЙСКОГО ЯЗЫКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРЕПИСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Авторы

  • Игорь Альбертович Данилов Инститyт гyманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.37892/2713-2951-1-21-201-222

Ключевые слова:

эвенкийский язык, языковая ситуация, витальность языка, языковой сдвиг, переписи населения, Российская Федерация

Аннотация

Статья посвящена анализу современной языковой ситуации у эвенков России на основе данных Всероссийских переписей населения 2010 и 2020 гг. с привлечением статистических данных за 1989 и 2002 гг. Проводится сравнительный анализ в разрезе отдельных субъектов РФ, которые традиционно считаются регионами преимущественного (исконного/исторического) проживания эвенков: Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Красноярский край, Республика Бурятия, Амурская область, Иркутская область, Забайкальский край, а также Сахалинская, Тюменская и Томская области. В работе применяется комплексная методология, сочетающая количественный анализ демолингвистических показателей с качественной интерпретацией путем обсуждения результатов региональных социолингвистических обследований. Результаты исследования свидетельствуют о выраженной неоднородности и разнонаправленности этноязыковых процессов в разных регионах страны. Выявлены регионы с относительно высоким уровнем витальности эвенкийского языка (Красноярский край, Амурская область), регионы с глубоким языковым сдвигом (Томская область) и субъекты РФ, занимающие промежуточное положение (Якутия, Бурятия и др.). Отмечены позитивные тенденции последнего десятилетия, связанные с ростом языковой лояльности, влекущей за собой активизацию усилий по ревитализации эвенкийского языка в ряде регионов. Обоснована необходимость адресных и дифференцированных стратегий поддержки эвенкийского языка, учитывающих локальную специфику языковой ситуации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-07-08

Выпуск

Раздел

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО