ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Авторы

  • Зоя Александровна Битарти Юго-Осетинский научно-исследовательский институт имени З.Н. Ванеева
  • Гульнара Ролландовна Козаева Юго-Осетинский научно-исследовательский институт имени З.Н. Ванеева

DOI:

https://doi.org/10.37892/2713-2951-2-22-105-135

Ключевые слова:

осетинский язык, система образования, дошкольные учебные заведения, школа, высшее учебное заведение, учебно-методическая база, сохранение родного языка, «Малусǽг»

Аннотация

В статье дается обзор языковой ситуации в Республике Южная Осетия, анализ функционирования осетинского языка в сфере образования, даются параллели с социолингвистической ситуацией в Республике Северная Осетия-Алания.

Несмотря на государственный статус, сфера применения осетинского языка в последние годы неуклонно снижается, хотя осетинский язык в Южной Осетии изучается в образовательных заведениях всех уровней: дошкольных, начальной и средней школах и в вузах. Фактически функции государственного языка выполняет русский язык, что ведет к снижению уровня владения осетинским литературным, а также разговорно-бытовым языком.

Для того чтобы остановить этот процесс предпринимаются шаги по продвижению осетинского языка в сферу активного использования и популяризации среди подрастающих поколений, реализуются государственные программы по развитию и сохранению осетинского языка и идентичности, а также меры по его нормированию и стандартизации.

Для приобщения подрастающего поколения к родному языку и формированию языковой личности в поликультурной среде в дошкольные учреждения внедрена Государственная билингвальная программа «Малусǽг», ведется разработка учебно-методической базы.

Показано объединение усилий государственной власти, исследователей и общественности в деле сохранения осетинского языка.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-08-20

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ