ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА (ПО МАТЕРИАЛАМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Авторы

  • Гульбаршин Олжабаевна Сыздыкова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан
  • Маржан Какимовна Ахметова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.37892/2713-2951-3-23-174-191

Ключевые слова:

национальная ценность, языковые единицы, этнокультурное сознание, полиэтническое пространство, ассоциативное поле

Аннотация

Формирование национальных ценностей в языковом сознании – это развитие духовно-нравственных качеств человека через овладение национальной культурой, традициями, обычаями, национальной литературой и языком. Статья посвящена определению роли языковых единиц в формировании национальных ценностей в языковом сознании молодежи.

Цель исследования заключается в определении роли слов «домбра», «сундук», «шанырак» (деревянный круг на верхушке юрты) как стимулов, формирующих национальные ценности в языковом сознании казахской молодежи в полиэтническом пространстве. В ходе исследования был проведен ассоциативный эксперимент, в котором приняли участие 62 респондента в возрасте от 17 до 35 лет, владеющие более чем тремя языками и выросшие в поликультурной, многонациональной среде.

В результате исследования были определены специфические реакции на слова-стимулы «домбра», «сундук», «шанырак» на казахском языке, последовательность слов-реакций в ассоциативном поле стимулов, а также основные факторы, влияющие на их формирование в языковом сознании молодежи. При анализе экспериментальных данных выявлены парадигматические и синтагматические типы ассоциаций, зависящие от характера реакции, а также частотность факторов, способствовавших формированию данных ассоциаций со стимулом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-12-04

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ В МНОГОЯЗЫЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ