К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-2-2-109-124Ключевые слова:
крымскотатарский язык, Республика Крым, государственный язык, языковая ситуация, языковая политика, функции языка, языковая мощность, клас-сификация по признаку языковой компетенции, образование на родных языках, изучение родных языковАннотация
Цель настоящего исследования — систематизация теоретических и статисти ческих данных по проблеме функционирования крымскотатарского языка в Республике Крым. В работе использованы методы описания, наблюдения и анкетирования. Предметом исследования явился крымскотатарский язык, объектом исследования — языковая ситуация в Республике Крым. В статье рассматриваются актуальные проблемы языковой ситуации и языковой политики в Крыму, вопросы лингвокультурной реабилитации крымскотатарского языка. Описаны количественные признаки языковой ситуации в Республике Крым, языковая мощность наиболее распространенных языков: русского и крымскотатарского языков. Количественные признаки языковой ситуации в Крыму таковы: а) она многокомпонентная, т. е. в Крыму функционирует много языков, доминирующими из которых являются русский, крымскотатарский и украинский; б) демографическая мощность этих языков (т. е. число говорящих на них) неодинакова. По характеру языковой компетенции крымских татар выделено 5 групп коммуникантов: 1) симметричные билингвы; 2) асимметричные билингвы; 3) монолингвы; 4) полилингвы и 5) полилингвы-носители сленга. Приводятся статистические данные о реализации крымскотатарского языка в сфере образования, результаты проведенного лингвокультурного мониторинга. Обозначены сферы функционирования государственного крымскотатарского языка на современном этапе развития крымского социума.