ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДИАЛЕКТА В ИТАЛЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСОВ 2011–2018 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-4-22-34Ключевые слова:
диалект, учащаяся молодежь Италии, культурно-историческое наследие, лингвистическое варьирование, преемственность, итальянизация, негативные стереотипыАннотация
Статья посвящена анализу и сопоставлению данных, полученных в 2011–2018 гг. во время опросов студентов университетов Милана, Брешии, Перуджи и Неаполя, а также учащихся трех учебных заведений Палермо в рамках многолетнего полевого исследования. Целью проекта является изучение особенностей функционирования и жизнеспособности диалекта в среде учащейся молодежи Италии. Учитывая важность преемственности между поколениями для сохранения лингвистического многообразия Италии, автор выясняет, какое место занимает диалект в языковом репертуаре современной молодежи, трактуя термин «диалект» в соответствии с итальянской социолингвистической традицией. В статье рассматриваются языковые предпочтения выходцев из разных областей Италии, бытующие установки, мнения, свидетельства, а также предполагаются перспективы на будущее. Опрос позволил заметить важные отличия в отношении к диалекту в зависимости от региона, а также выявить общие тенденции. Несмотря на желание подавляющего большинства не отказываться от общения на диалекте, становится все более очевидной итальянизация диалекта, дальнейшее сужение сферы его функционирования, превращение его в стилистически заниженный регистр речи. Кроме того, все большую роль приобретает в Италии межкультурная коммуникация, представляющая серьезную угрозу для диалекта.