О СУБСТАНДАРТНОЙ ЛЕКСИКЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-4-153-164Ключевые слова:
современная французская поэзия для детей и юношества, субстандартная лексика, просторечие, фамильярно-разговорная лексика, аргоАннотация
В своём современном виде поэзия для детей появилась во Франции в XX веке. Её обновлению способствовали политические и социальные изменения общества, которые повлияли на отношение социума к детям. На смену морализаторству и дидактизму приходят демократические тенденции, отразившиеся и в языке детской литературы. Современные поэты, пишущие для детей, пользуются не только литературным (нормативным) вариантом языка, но и такими субстандартными формами, как разговорно-фамильярный язык, просторечие, арго и территориальные диалекты. Социальные разновидности языка привлекают своей ненормативностью, специфической лексикой и фразеологией, непринуждённостью, экспрессивностью, эмоциональностью и оценочностью. Кроме того, эта лексика обладает очень высоким людическим потенциалом. Разговорные элементы могут выполнять в детской поэзии разные функции: они воссоздают живую речь, позволяют взрослому встать на позицию равного с ребёнком, создавая эффект соучастия, а иногда удивления и неожиданности. Однако главная роль субстандартной лексики в детской поэзии заключается в усилении людической функции. Субстандартные формы языка в детской литературе свидетельствуют также об определённых изменениях, которые эта лексика претерпела в лингвистическом сознании французов: к ней уже не относятся как к «языковым нечистотам», а рассматривают её как неотъемлемый компонент французской культуры, в котором отражается национальная языковая картина мира.