ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КИТАЙСКИХ ГАСТРОНИМОВ С КОМПОНЕНТОМ ТОПОНИМОМ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-12-154-169Ключевые слова:
социолингвистика, ономасиология, национальная пища, история и культура Китая, обычаи и традиции, фоновые знания, гастронимы, категории топонимов.Аннотация
В статье исследуется информационный потенциал гастрономической культуры Китая на основе различных экстралингвистических факторов с учетом их самобытности и своеобразия. Рассматриваются общечеловеческие и национально-специфические особенности китайских гастронимов с компонентом-топонимом. Термин «гастроним» предполагает не только изучение происхождения названий национальных блюд, но и их тесную связь с природно-географическими и климатическими особенностями среды обитания, а также историко-культурными и национальными традициями питания китайского общества в социолингвистическом и ономасиологическом аспектах. По мнению авторов, китайские гастронимы с компонентом-топонимом выполняют свои основные функции, а именно, номинативную и локативную или ориентирующую. В состав гастронимов входят хоронимы (Сычуаньские пикули (四川泡菜), гидронимы (карп Хуанхэ под кисло-сладким соусом (糖醋黄河鲤鱼), оронимы (тофу гор Багуншань (八公山豆腐), ойконимы (утка по-пекински (北京烤鸭), урбанонимы (жареный забродивший соевый творог Хуэйчжоу (徽州毛豆腐) и др. Включение данных категорий топонимов в состав гастронимов объясняется их дифференцирующей функцией, т.е. отличительными мотивирующими признаками, характерными для индивидуального названия. Российско-китайские экономические и культурные связи имеют продолжительную историю и отличаются заметным развитием в последние десятилетия. Китайские гастронимы содержат глубокий пласт фоновых знаний, связанных с национальной культурой, национальным менталитетом, они хорошо известны и понятны носителям языка и культуры. Владение фоновыми знаниями не менее важно, чем знание языка, т.к. они включают систему мировоззренческих взглядов, этические оценки, эстетические вкусы, нормы речевого и неречевого поведения, то есть большую часть знаний, которыми обладают все члены китайского социума. Важное место в парадигме общекультурной компетенции любого специалиста занимает знание обычаев и традиций страны, этикетных правил поведения, в том числе и гастрономической культуры.