СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ КАК СТИМУЛ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы

  • Мария Яковлевна Каплунова Институт языкознания РАН, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-16-53-69

Ключевые слова:

витальность языка, мониторинг, социолингвистическое прогнозирование, языковая ситуация, языки РФ

Аннотация

Социолингвистический сценарий, включающий в себя комплекс экстралингвистических параметров, отражающих языковую ситуацию в определенный период времени, представляется одним из средств мониторинга языковой ситуации и вместе с тем выработки стратегии государственной национальной политики.

В статье представлен метод социолингвистического анализа развития языков полиэтнического государства, в основе которого лежат четыре базовые модели: модель устойчивого развития, модель перспективного развития, модель нестабильного развития и модель слабо перспективного развития. Выстраивание модели осуществляется с учетом следующих параметров: статус языка, число представителей этноса, число владеющих языком, тип расселения носителей данного языка, демографическая мощность этноса, географический фактор, экономический фактор, функционирование в ИКТ, коммуникативная мощность языка, межпоколенческая передача, наличие письменности, символическая мощность языка, а также историко-культурный контекст. На примере русского, якутского, карельского и тазовского языков проводится анализ соответствующих моделей социолингвистического развития языка, определяются критические точки в развитии языков с учетом специфики языковой ситуации регионов их функционирования. Делаются выводы о необходимости оптимального сочетания математических методов прогнозирования с экспертной оценкой, а также пополнения данных по языковой ситуации в различных регионах РФ за счет отлаженной системы мониторинга на регулярной основе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2023-12-30

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)