УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Авторы

  • Мария Александровна Горячева Институт языкознания РАН, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.37892/2713-2951-2-2-93-108

Ключевые слова:

языковая политика, языковое планирование, языковая ситуация в Крыму, украинский язык в Российской Федерации, коммуникативная сфера образования, республиканские государственные языки, школьное обучение на языках, языки в школе, диаспора

Аннотация

В статье анализируется функционирование украинского языка в сфере школьного образования в Российской Федерации в контексте языкового прогнозирования. Укра-инский язык выбран потому, что его функционирование в России в синхронии, диахро-нии и перспективе интересная и обширная тема, актуальность которой только увеличивается. Основное внимание уделяется Республике Крым, ситуация с изучением украинского языка в которой рассматривается в широком контексте общероссийских тенденций. Рассматривается также проблема изучения украинского языка и в ряде других регионов страны. Анализируется ряд экстралингвистических факторов, оказы-вающих влияние на динамику и перспективы его функционирования, которые в статье делятся на основные группы: демографическую; политическую, законодательную; со-циально-психологическую; географическую; экономическую. Особое внимание уделяет-ся таким важнейшим факторам, как юридический и законодательный. Обобщенные в таблицах статистические данные изучаются в широком диахроническом срезе 2000-х и 2010-х гг., в том числе с учетом новейших данных за 2019/20 учебный год. На основе изучения взаимодействия ряда факторов делаются выводы о состоянии и перспективах изучения украинского языка в российских школах.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2020-12-14

Выпуск

Раздел

ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ