ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ БУРЯТСКОГО)
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-12-108-121Ключевые слова:
билингвизм, речепорождение, интерязык, грамматика, бурятский язык, бурятско-русский билингвизм.Аннотация
В данной статье осуществляется попытка убедить социолингвистов рассматривать статус регионального языка не с точки зрения внешних лингвистических свойств, а сквозь призму основных принципов теорий речепорождения и нейрофизиологических оснований механизма взаимодействия языков. Задача исследования заключается в теоретическом обосновании следующей гипотезы: грамматика (синтаксис и морфология) обладает наибольшей «силой закрепления» в памяти би- и полилингва, вследствие чего при реверсивной стадии билингвизма она утрачивается в последнюю очередь. В статье утверждается, что функциональный регресс языка, возникающий вследствие сложных когнитивных процессов, обусловливается взаимоотношениями между ментальным лексиконом и ментальной грамматикой. Выдвинутая в статье гипотеза получила теоретическое и частично практическое обоснование путем обращения к когнитивному подходу к синтаксису и проведения экспресс-эксперимента на выявление степени утраты родного языка.