СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВЛАСТИ И СОЛИДАРНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ ГОВОРЯЩИХ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-12-140-153Ключевые слова:
социолингвистические маркеры, власть, солидарность, вежливость, престиж, корректность высказывания, переключение кодовАннотация
Понятия власти (англ. ‘power’) и солидарности (англ. ‘solidarity’) в социальном взаимодействии являются поливалентными терминологическими маркерами в социолингвистике. Они используются во многих направлениях исследований в социолингвистике, что обусловлено важностью изучения способов формирования взаимоотношений внутри языковых сообществ, а также и в межъязыковой коммуникации. В работе рассматривается ряд моновалентных терминов как часть социолингвистических маркеров тематической терминологической группы «язык и социальное взаимодействие». Целью данной работы, которая носит обзорный характер, является представить описание социолингвистических маркеров, демонстрирующих власть над собеседником или солидарность с ним. Концепция власти в коммуникации рассматривается на микроуровне: анализируются способы выражения доминирования в коммуникации. Концепция солидарности изучается с точки зрения используемых средств выражения принадлежности говорящих к единой социальной или языковой группе. В статье рассматриваются такие социолингвистические переменные, как молчание и прерывание, позитивная и негативная вежливость, смешение и переключение кодов, открытый и скрытый престиж, корректность высказывания и адекватность высказывания как способы демонстрации доминирования в коммуникации или способы выказывания солидарности с собеседником. Анализируются функциональные особенности этих социолингвистических переменных в коммуникации.